Почему уже много десятилетий самые величайшие педагоги современности не обращают внимание, что детская литература и так называемые “детские” поэты и писатели травят психику детей монструализацией?
Уничтожение редких животных (дракон трехглавый) издевательства над стариками (Баба Яга, Кащей, Карабас Барабас), жестокие драки и убийства королей и колдунов, вот неполный перечень того, что десятилетиями впитывали в себя дети из безобидных стишков, наших классиков…
Тему влияния детской литературы на формирование представлений детей о мире до сих пор никто не затрагивал. Хотя в классических сказках практически на каждом шагу встречаются сцены насилия и жестокости. Не важно, кто все эти несчастные, над которыми вдоволь поиздевались авторы этих произведений, бросая персонажей в кипяток, засовывая в горящую печь, отрубая им головы и т.п. Важно, что подобными описаниями детям с самого раннего возраста снимаются табу, вкладывая в голову ребенка возможную модель поведения.
Примеры жестокости в детской литературе. Уничтожение редких животных
В народных сказках и былинах часто встречается мотив убийства дракона или змея горыныча. Например, в былине “Добрыня и Змей” богатырь убивает трехглавого змея. Хотя дракон представлен как отрицательный персонаж, современному ребенку может быть непонятно уничтожение редкого существа.
Издевательства над пожилыми персонажами
Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие сказочные старики часто подвергаются насилию со стороны положительных героев. Например, в сказке “Гуси-лебеди” Баба Яга преследуется и едва не погибает. Карабас Барабас из “Золотого ключика” А.Н. Толстого также подвергается унижениям и побоям.
Жестокие драки и убийства
Во многих сказках присутствуют сцены сражений, убийств антагонистов. Например, в “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина описывается, как князь Гвидон убивает коршуна стрелой. В “Коньке-горбунке” П.П. Ершова царь погибает в кипящем молоке.
Влияние на детей
Подобные сюжеты могут оказывать неоднозначное влияние на детскую психику, формировать представление о допустимости насилия для достижения целей, вызывать страхи и тревожность, притуплять чувствительность к жестокости, искажать представления о ценности жизни.
Современный подход
Сегодня многие педагоги и психологи обязаны более осторожно подходить к выбору литературы для детей. А министерство образования обязательно должно пересмотреть учебную программу убрав из нее сказки и стихи содержащие насилие, пронумеровав их индексом 18+.
Важно помнить, что классическая детская литература создавалась в другую эпоху и отражает ценности своего времени. Задача современных родителей и педагогов – помочь детям извлечь из этих произведений вечные нравственные уроки, отделив их от устаревших представлений о допустимости насилия в литературе и кино для детей.